morfindel (morfindel) wrote,
morfindel
morfindel

Category:
  • Music:

Курганы на краю села

На западе Житомирской области, неподалеку от Городницы есть небольшое село Ходурки. Село небольшое, с разрушенным колхозом. Последняя перепись показала, что жило там 211 человек, а сейчас, наверное, еще меньше. И ничем особым не были бы Ходурки примечательны (если не считать странного называния), если бы в 1988 году здесь, на правом береге реки Случь экспедиция НАН Украины под руководством Звиздецкого не обнаружила несколько курганных погребений. Могильники раскопали, и оказалось, что захоронены там ятвяги. Больше всего удивляет, что жили ятвяги далеко на севере (территория современных Беларуси, Польши и Литвы) и давно. Нигде больше в Украине таких курганов не обнаружено.


Коротко про ятвягов. Было это древнее (вроде как находят их следы еще в начале эры) балтское племя, родичи пруссов. Жили между Наревом и Неманом, средь болот. Там особо не поживешь, потому племя было довольно вредное и воинственное, часто нападало на соседей. С другой стороны, были они слабо организованными и нападали исключительно ради наживы, особых имперских амбиций не испытывали. В русских летописях они впервые упоминаются за пару лет до Крещения, когда Владимир сходил в ятважскую землю с походом, и вроде даже успешно. Потом ходили и другие князья с разной степенью успешности, и сами ятвяги набегали на Русь. Некоторые историки даже считают, что ятвяги для русского полесья были такой же проблемой, как и половцы для Киевских земель. В общем, били их регулярно, но решить «ятвяжский вопрос» полностью не могли, ятвяги прятались по болотистым лесам и ждали реванша.

Вроде так они примерно и выглядели. Если без потолка.



Реконструкция.

Особо ятвягами занялся Данило Галицкий, который в 1254 году даже заключал союз с тевтонцами. И таки достиг своего – сильно потрепал ятвягов, после чего они приняли вассалитет Галицко-Волынского князя, вроде как платили дань и вообще, прекратили конфронтацию. К слову, Данило Галицкий получил корону от Папы как раз во время одного из походов на Ятвягов.

После того, как ятвяги нарешали вопросы с Галицко-Волынским княжеством (а вероятно, и до того) пошел процесс их славянизации, чему, очевидно, не препятствовало и вхождение их земель в Литовское княжество. Какое-то время ятвяги были и под тевтонцами, но потом случился Грюнвальд. В общем, пока суть да дело, Википедия говорит: «К XVII веку все или почти все ятвяги были ассимилированы литовцами, белорусами и поляками-мазовшанами». Но другой источник говорит, что в по переписи населения в районе Гродно в 1860 г. Больше 30 тысяч людей себя назвали ятвягами. Еще один источник пишет: «Некоторые современные историки и этнографы почему-то относят ятвягов к вымершим народам. Однако, это не так. Остатки этого некогда крупного народа до сих пор живут на территории современной Польши, в окрестностях города Сувалки. Жив и язык ятвягов, хотя некоторые языковеды всё же склонны относить его к одному из диалектов литовского, нежели к самостоятельному языку. Многие люди, которым не безразлична судьба этого народа, прилагают свои усилия, чтобы сохранить культуру и язык ятвягов, не дав им окончательно исчезнуть. В интернете создан неплохой проект Suduva.com, где собрана всевозможная информация о современной ятвяжской культуре. Там же можно найти англо-ятвяжский и ятвяжско-английский словари». В общем, такие ятвяжские пироги.

Вернемся в наше время, причем в Ходурки. Недавно случайно наткнулся на заметку Отдела культуры Новоград-Волынского, где говорилось о том, что на краю села нашли археологический комплекс ІХ-ХШ ст. , принадлежащий вроде как ятвягам. «Курганный могильник обложен камнем, насчитывает 12 курганов, занимает площадь 60 на 25 и, высота курганов 0,5-1,2 м. Во время спасительных раскопок обнаружены трупоположения в ямах головой на запад». Вот такой курган ятвягов, например, есть в Польше.

Поехал на место и вскоре нашел обелиск, который говорит, что здешние курганные группы охраняются государством и за их повреждение закон не поблагодарит, а совсем наоборот. Обелиск новый, явно 2000-х.

Так курганы выглядят на подходах. Честно говоря, никогда бы не подумал. На то я и не историк.



Подойдя ближе действительно видишь невысокие холмики, кое-гда проступают и камни (которых, впрочем, в здешних местах хватает и без ятвягов).






К слову, курганы раскопаны. Причем ямы выглядят сравнительно свежими, не 80-х годов. Так что всередине ничего не осталось. Тем не менее, известно, что еще советская экспедиция тут много накопала, материалы хранятся в фондах НАН.



Место, надо сказать, красивое, с видом на реку и просторы за ней. На основе чего можно сделать вывод, что когда Шевченко писал "Заповіт" в нем явно взыграла частичка ятвяжской крови.





Такие вот находки следов людей тысячелетней давности. Кстати, о тысячелетии. Тяжело представить, чтобы ятвяги жили здесь, скажем, в IX веке. Логично предположить, что переселились уже славянизированное племя после походов Данила Галицкого, то есть, в XIII веке. 800 лет - тоже впечатляет.

За такие находки на краю казалось бы ничем не примечательных деревушек и люблю наше Полесье. Никогда не знаешь, что таят в себе эти земли, кто здесь жил и оставил следы по себе.
Конец связи.


Tags: Городница, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments