morfindel (morfindel) wrote,
morfindel
morfindel

Category:
  • Music:

История Городницы - 2. Городница и евреи.

Читал на днях третью часть опуса Сапковского о гуситских войнах и добрался до места, где протагонист Рейневан вплотную общается с евреями, которые в те времена проживали в Чехии и Польше. И понял, что это намек на то, что нужно бы продолжить свои записи об истории Городницы – как раз о той ее части, которая соприкасается с историей еврейской.

Начнем издалека. На Волыни евреи появились в ХІІ веке из Польши (также на Русь они попадали из греческих колоний на Черном море, с Крыма и, понятно, с Хазарского каганата). Уже упоминавшийся историк Леонид Коган пишет: «Впервые евреи на Волыни упоминаются в 1288 г. (Владимир-Волынский), в ХV- XVI вв. во многих городах создаются общины…Существенное возрастание количества еврейского населения произошло в XIХ в.: по ревизии 1847 г., в Волынской губернии «имелось 141 еврейское общество в числе 174.457 душ», а по переписи 1897 г. – 395 782 души… В 1913 году еврейское население губернии достигло своего апогея – 554 451 человек (14,3% от общего числа жителей)».

 

Можно предположить, что в Городнице появление евреев связанно с фарфоровым заводом и Чарторыйскими. Городница была типичным «еврейским местечком». Такие городки – отдельный феномен в истории Восточной Европы. Вот как его описывает источник:

"Еврейское местечко как уникальный социо-культурный феномен возникло еще в позднем средневековье в Восточной Европе, ставшей одним из крупнейших центров еврейской жизни. Испытывая преследования и гонения, разоряясь в результате крестовых походов, в 15-16 веках евреи-ашкеназы, общины которых находились в Западной Европе, стали переселяться на восток. Страна, лежавшая там, было Польско-Литовское государство. Здесь евреи были нужны, они были способны поднять ее экономику, имея опыт в коммерции и ремеслах, кроме того, польские дворяне нуждались в деньгах, которые евреи могли платить за аренду и в качестве налогов. Еврейские общины приглашались поселиться в городки, принадлежавшие польским аристократам, им обещались безопасность и сохранность их имущества, свобода торговли, свобода в исповедании их религии, самоуправление.

Во многих таких частновладельческих городах евреи составляли преобладающее большинство. Еврейские общины продолжали существовать здесь со своими традициями и культурой, практически изолированные от внешнего мира. Первоначально зависевшие от крупных развитых общин больших городов, откуда прибывали поселенцы, эти маленькие общины приобретали все большее значение, поскольку их развитию не препятствовали установленные права и антиеврейские традиции горожан-христиан, как было в старых “королевских” городах. Так в 17-18 вв. продолжалось движение в эти маленькие городки - местечки - где еврейская община была консолидирующим началом и имела определяющее значение".

Серьезные проблемы у еврейских местечек начались с революцией 1917 года, когда не только возникла опасность масштабных погромов, но и обрушилась экономическая система, благодаря которой они существовали. В первые годы советской власти деградация (хотя скорее – трансформация) таких городков продолжилась, много евреев эмигрируют. Во время Второй мировой войны еврейские местечка в Украине окончательно перестают существовать (хотя можно пофантазировать на тему реликтов а-ля Бердычев).


Конкретно по Городнице. В 1847 году здесь зафиксирована еврейская община в количестве 427 человек, а в 1897 году – уже 1310 человек (а всего здесь тогда обитало 2314 человек, то есть, евреи составляли большинство). Тут было 5 (!) синагог и молитвенных домов. В одной из синагог (кстати, рядом с православным монастырем) сейчас действует поселковый совет.

 

После того, как этот дом перестал быть синагогой какое-то время он был жилым – жили там те же евреи. Что с остальными синагогами – неизвестно.

В начале прошлого века в Городнице идет активная политическая жизнь еврейских партий, а в 20-30 годах здесь действует еврейский национальный сельсовет. Вот интересный документ. Возможно, он использовался для доказательства «пролетарского происхождения» предъявителя, который, судя по своему имени и имени отца, был евреем.

 

В сети нашлась очень интересная книга по теме – еврейские воспоминания о жизни еврейской общины в Новоград-Волынском в конце XIX – в начале XX вв. Книга называется «Звил» - это еврейское название Звягеля (старое имя Новоград-Волынского). Есть в нем и два небольших эссе о Городнице. Весьма информативно и очень  атмосферно. Приведу оба эссе здесь:

 
И второе эссе:
 

Фото одного из жителей Городницы тех времен (сделано в Новограде-Волынском). Вот что пишет источник:
"Прадед Пейсах Бричко. Наверное, самая старая фотография в семье. Закопан в землю живьем вместе со женой и младшими детьми в 1941 году... " В Барановке. Комментарии соответственные. Вот что говорит тот же Коган: "только что пролистывал свои выписки из списка расстрелянных по Городницкому р-ну (из документа госархива Житомирской обл.). Всего упоминается 204 чел., из которых примерно 30 евреев."

Кстати, вполне возможно, что известный ученый и бард Александр Городницкий – потомок выходцев из Городницы. Вот что сам он говорит: «Думаю, что ничего такого почетного у меня в еврейской родословной нет. Я знаю свой род не далее дедушек и бабушек. По одной бабке, с отцовской стороны, я Липстер, по другой, с материнской, – Фарфель, то есть тоже какой-то идишский, немецкий корень. Что касается фамилии, то она, я думаю, идет от слова “Городницы” – местечко в Польще».

Сейчас в Городнице еще осталась улица Шолом-Алейхема, где жило большинство местных евреев после войны (а были и такие). Постепенно много из них уехало в Израиль и другие страны, хотя некоторые еще остались. Помню, был какой-то еврей, торговавший на базаре мясом (если не ошибаюсь).

Но самое атмосферное еврейское место в Городнице – это старое еврейское кладбище.


Побывал на нем впервые только этим летом, хотя в детстве излазил «село» вдоль и поперек.  Такая находка в, казалось бы, полностью знакомом для меня месте была чем-то вроде того, если бы я ребенком обнаружил в своем шкафу выход в Середиземье Толкиена.






Необычно видеть звезду на еврейском «дереве». Возможно, что-то связанное с военными, но не могу быть уверенным.


Прошлое укрылось в зарослях.








Странные чувства испытываешь, когда смотришь на памятники людей из древней культуры, которые долго жили здесь и давно покинули эти места. Ощущаешь дыхание истории и хоть немного приобщаешься к памяти, которую хранит эта земля.  Думаю, продолжение истории Городницы следует. Есть еще идеи. Конец связи.

Tags: Городница, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments